http://www.antalia-turkey.com/antalya_history.php
История Анталии начинается со 2 века до н. э. По древнему преданию этот прекрасный город был построен королем Бергамы Атталосом Вторым, который приказал своим приближенным найти рай на земле. Путники обошли весь свет и указали Атталосу красивейшее место на берегу Средиземного моря. Именно здесь и была построена Анталия, в честь короля названная Атталией. В древности на ее территории находились античные государства: Памфилия, Писидия и Ликия. Памфилия была под правлением персов с 546 г. до н. э., а в 334 г. до н. э. она попала во владение Александра Македонского после его великого похода в Малую Азию. Памфилия была частью королевства Пергамона. К этому времени относится основание гавани Атталия. Свой золотой век Памфилия прожила во времена Римской империи. С 4 века н. э. после окончательного падения Западной Римской империи и до падения под сельджукскими турками в 1071 г. Памфилия была частью Византии. После многочисленных войн и перемен власти, в 1207 г., в Памфилии установилась турецкая власть султана Гияседдина Кейхусрева I. Как и вся Анатолия, Памфилия никогда не оставалась долгое время под влиянием какой-либо нации, правившей ею, что сказалось на ее многовековом искусстве. По этой причине большинство памятников, украшающих города древней Памфилии, хоть и были созданы в эру римлян, не являются полностью римскими, эти создания несут в себе отпечатки всех Анатолийских культур.
Достопримечательности Анталии
Минарет Йивли
Красивый и по-своему уникальный минарет был построен в XIII веке, в период правления сельджукского султана Алааддина Кейкубада, рядом с христианской церковью, которую султан превратил в мечеть. Расположенный в самом сердце города, минарет на протяжении веков является символом Анталии. Возможно, минарет Йивли был построен в качестве башни Победы - символа успешно завершённой кампании по завоеванию Средиземноморья сельджуками, начатой в 1207 и законченной в 1226 году. На территории Анталии нет минарета, который можно было бы сравнить с 38-метровым минаретом Йивли.
Так как его конструкция словно "разрезана" кирпичами на отдельные слои и состоит из восьми полуцилиндров, украшенных кирпично-изразцовой мозаикой, минарет получил название "Yivli", что означает "Рифлёный". Благодаря такому архитектурному решению довольно массивная основная часть минарета кажется изящной и лёгкой. Фундамент сооружения - кладка из каменных кубов, в которой встречаются и 2-метровые каменные блоки.
На полу минарета можно увидеть слова Аллаха и Мухаммеда, выведенные бирюзовой и синей красками. Вход в минарет расположен с северной стороны основания. 90 ступеней винтовой лестницы, освещаемой через прорези в стенах минарета, ведут на балкон - "serefe". По всей вероятности, первоначально лестница насчитывала 99 ступеней, каждая из которых напоминала муэдзину 99 имён Бога. Мечеть, рядом с которой находится минарет, - древнейший образец многокупольных сооружений на территории Анталии: её венчают шесть полусферических куполов. Сегодня в стенах мечети размещена Галерея изящных искусств, в которой регулярно проходят выставки.
Район Калейчи
Если Анталия – центр туристической Турции, то район Калейчи – самое сердце города. Этот живописный старинный квартал, окружающий порт, не так давно был отреставрирован и превращён в туристический центр с многочисленными отелями, ресторанами, магазинами и развлекательными заведениями.
Прямо от порта вверх устремляются узкие петляющие улицы. Вдоль них расположены старинные деревянные и кирпичные дома, которые люди населяли на протяжении многих столетий. Благодаря этим постройкам в Калейчи и сегодня можно ощутить ту прекрасную, немного загадочную и едва уловимую атмосферу, которой так знаменита Анталия.
История гласит, что около 2 000 лет назад пергамский король Атталос II выслал свой отряд с приказом «найти на земле место, которое должно быть предметом зависти всех королей и принцев, место, притягивающее всеобщий взгляд». Немало пропутешествовав, отряд прибыл туда, где расположена современная Анталия. Увидев здешние красоты, отряд поспешил отправить к королю гонца с известием, что рай, о котором говорил их повелитель, найден. Прибывший вскоре Атталос также был поражён великолепием этой земли и тотчас приказал основать здесь город, названный в его честь Атталея. На протяжении веков город менял правителей, но его имя оставалось неизменным. Лишь сельджуки, которые впервые захватили город в 1085 году и на постоянной основе поселились в нём в начале XIII века, называли его по-своему: Стелаи, Саталия, Адалия и Анталия.
Квартал Калейчи занимает площадь 35 га и состоит из четырёх кварталов: Сельчук, Тузджулар, Барбарос и Кылычарслан. В лабиринте его улиц можно не только укрыться от палящего зноя, но и вдоволь налюбоваться постройками, датирующимися эпохами римлян, византийцев, сельджуков и османов.
Каждый дом в Калейчи, будь он большим или маленьким, имеет собственный сад, окружённый высокими каменными стенами, над которыми свисают ветви фруктовых деревьев, усыпанные ароматными плодами. Огромные деревянные ворота ведут во внутренний дворик, вокруг которого растут овощи и цветы. Эти внутренние дворики являются неотъемлемой частью традиционных анталийских домов. В жаркие дни хозяева окатывают их водой, которая собирается между булыжниками и при испарении охлаждает воздух. Из внутреннего двора по лестнице можно попасть на хайят – широкий балкон, на который выходят все комнаты верхнего этажа, самая большая из которых всегда принадлежит главе семьи. В прошлом комнату обозначали словом «ev», что значит «дом», и поэтому каждая комната оформлялась как самостоятельное помещение. Вдоль стен каждой комнаты располагались полки высотой около двух метров. На нижнем этаже потолки, как правило, довольно низкие. Зато на верхних их высота может достигать четырёх метров, позволяя потокам воздуха в жаркие дни поддерживать в помещении прохладу.
Для знакомства с кварталом Калейчи не хватит и нескольких часов – настолько он загадочен и притягателен. Однако даже беглого взгляда достаточно для того, чтобы понять, что в этом старинном уголке шумного современного города по-прежнему хранится атмосфера далёких времён.
Ворота Адриана
Ворота Адриана - одно из наиболее хорошо сохранившихся античных сооружений в Анталии. Эти ворота были встроены в городскую стену в качестве триумфальной арки для римского императора Адриана, посетившего Анталию в 130 году н. э. (Напомним, что территория нынешней турецкой провинции Анталия во 2 веке н. э. входила в состав Римской империи).
В течение долгого времени ворота были защищены городской стеной и не использовались. Возможно, именно поэтому они так хорошо сохранились.
Ворота имеют три арки (отсюда их второе название - Уч Капилар, что значит «трое ворот»), впереди и позади ворот стоят колонны с красивыми капителями. Всё сооружение, кроме колонн, сделано из мрамора. Впечатляет дошедшая до наших времён из античности декоративная отделка ворот - каменная резьба. Изначально сооружение было двухэтажным, однако сейчас остался только первый этаж, а о том, как выглядела верхняя часть ворот, известно мало.
С боков к воротам примыкают две смотровые башни. Южная башня, башня Святой Юлии, была возведена из каменных блоков ещё при Адриане. Фундамент северной башни был заложен в античные времена, а её верхняя часть была построена уже при сельджуках (13 век).
Пещера Караин
Пещера Караин находится в 27 километрах к северо-западу от города Анталии. Из Анталии надо ехать по дороге на Бурдур. Ближайший к пещере населённый пункт - деревня Яджа (район Йеникой). Вход в пещеру - на восточном склоне горы Чан.
Благодаря удобству и удачному расположению пещеры, её населяли люди, начиная с Палеолита.
Первые раскопки в пещере Караин были произведены в 1946 году. Руководил ими Исмаил Килич Коктен. Раскопки были возобновлены в 1985 году, на этот раз руководил Ишин Ялчинкайя. В дальнейшем раскопки сосредоточились в зале «Караин-E». Археологические работы в пещере были вновь начаты в 1996 году совместно с Отделом доисторических времён Льежского университета (Бельгия).
Пещера имеет несколько больших полостей (залов), называющихся латинскими буквами A-G. Самый известный зал - E. Здесь были найдены объекты, датирующиеся от Нижнего до Верхнего Палеолита, а также человеческие останки возраста 100-200 тыс. лет.
Зал E пещеры Караин - один из крупнейших и богатейших объектов археологии Палеолита в мире. Здесь 11-метровый слой отложений Среднего Палеолита. Здесь найдены останки неандертальца - старейшие останки гоминида в Турции на текущий момент. Также в зале E найдены кости различных животных, среди них гиппопотам, волк, лев, пещерный медведь и другие.
Помимо останков, в пещере были найдены предметы, изготовленные человеком, среди которых инструменты, украшения, наконечники стрел. Судя по надписям на стенах пещеры, она использовалась и в античные времена. Возможно, здесь было место поклонения и жертвоприношения.
Возле пещеры имеется небольшой музей. Много предметов из Караинской пещеры находится в Археологическом музее Анталии.
Минарет Кесик
В древности на этом месте возвышался античный храм, в 400-х годах превращённый византийцами в церковь Девы Марии. Утверждают, что в ней хранилась икона, написанная самим Святым Лукой, а великолепные узоры каменной резьбы служили ей окладом. В 1361-1373 годах, во время оккупации города кипрскими рыцарями-госпитальерами ордена Святого Иоанна Иерусалимского церковь некоторое время служила христианам-католикам, а затем вновь вернулась к византийским православным христианам.
В XV веке османский принц Шехзаде Коркут, которого султан Байезид II назначил правителем анталийской провинции Текке, превратил церковь в мечеть Пятницы. В конце XIV века, после захвата города, турки возвели в Анталии Великую Османскую Мечеть. В 1480 году Леонардо да Винчи описал крупное землетрясение, постигшее город, во время которого Великая мечеть была полностью разрушена. По этой причине христианский храм был превращён в мусульманский. В честь принца сооружение получило название мечеть Коркута или Cami-i Kebir. Сегодня о мечети напоминают лишь живописные руины.
Рядом с мечетью был построен минарет. В 1851 году в районе Калейчи вспыхнул пожар, во время которого минарет был сильно повреждён – его верхнюю часть словно срезало. С тех пор его часто называют «Срезанным» минаретом.