TurkeyLove

форум о Турции

Turkeylove. Форум о Турции для тех, кто полюбил эту страну и хочет её понять.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



О сходстве турецкой и русской культур

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Нашла на одном из сайтов утверждение данное
оригинал

как по вашему? насколько это похоже на правду?

Удивительно, но многие туристы отмечают сходство между турками и русскими. Прежде всего это сходство видно в «манере быть».

Турки люди открытые, отзывчивые,  легко знакомятся, очень гостепримные. Добрые люди, одним словом.  Иногда хочется даже сказать – наивные. Но нет, скорее это душевная чистота и от нее доверчивость. Турки идут на помощь, порой совсем незнакомым людям. Любят посидеть в компании, выпить чаю или ракы, потом спеть, сплясать, поговорить «о смысле жизни», выяснить есть ли еще человечность, или она уже сгинула, и очень часто в последнее время звучит тема о родстве наших народов.

Если заменить слово «турки» на «русские» в вышесказанном, разве не узнаем мы себя в этом коротком описании? А вот что касается немцев, французов или англичан – думаю, этот психодогический портрет вряд ли подойдет.

Да, наши национальные характеры очень схожи. Не зря, наверное, говорил известный средневековый летописец Абул-Феда: «Русы– народ турецкой национальности».
(Цит. по: Голубовский П.В. Печенеги, тюрки и  половцы до нашествия татар. Киев, 1884.- С.392.)

Как бы обескураживающе это ни прозвучало, археологические и архивные находки подтверждают то, что знает каждый продавец на жарких улицах Алании, а именно: родина турков – это Урал и Сибирь. Кстати, «Урал»в переводе с турецкого означает «возьми счастье».

Да, турки – таинственнй народ. Они пришли на эту благословенную землю, откуда – никто тольком не помнит. Причем пришли сначала в десятом веке, и тогда они назывались турки-сельджуки. Пришли достаточно мирно, несмотря на то, что общепризнанно- сельджуки были прекрасными воинами. Тогда Турции не было, а была Византия, православная Римская империя. Сельджуки осели в центре Византии возле города Иконий (который был крупнейшим центром христианства, там писали портреты святых, отсюда и имя нарицательное – икона, вещь, которая есть в доме каждого православного). Также турки-сельджуки пришли и на земли нынешней Алании – тогда они назывались Коракесион.

Турецкие археологи считают, что это были мамлюки, а мамлюки, как известно (об этом писал Л.Н. Гумилев) – предки наших казаков, которые по воле судьбы оказались в Египте. Как уже говорилось они были прекрасными наездниками и воинами. Турки в это время уже приняли мусульманство, а до этого они назывались небесными турками, т.к. их главным божеством было небо.

Несмотря на то, что внедрение турков в христианскую жизнь Византии проходило не всегда мирным путем, позднее сельджуки были наемной армией в крестоносных войнах. Дело в том, что в Византии убийство даже на войне считалось страшным, смертным грехом, и войны после окончания войны молились, постились и каялись. Поэтому византийские императоры нанимали сельджуков. Крестоносцы называли их сарацинами.

А в XV веке великолепный Царьград, Константинополь, Третий Рим был взят турками, но уже другими – османами. Османы пришли с севера. Тогда их называли оттоманами (а может, «атаманами» - дословный перевод с турецкого – «всадник») и империя на всех картах писалась так – Оттоманская империя. Константинополь был взят за три недели, но этому предшествовали несколько веков постоянного проникновения турок-османов на Византийскую землю. К XV веку ослабела Византия, и хватило трех недель, чтобы Царьград стал Стамбулом.

Не надо много  слов для описания внешнего вида турок-османов, просто вспомните картину Репина «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану»:

Вот также точно как эти казаки выглядели турки-османы. Бритые головы, чубы-..., усы, шаровары (по-турецки «шальвар»), кушак (по-турецки «кушак»), шапка (по-турецки «шапка»), а «казак» значит «победитель».

Да и внешне Османы не отличались от руских. Были и блондины  голубоглазые и рыжие, и русые брюнеты были, в общем, все, как у нас.

И сейчас, стоит объехать в середину Турции, в Анатолию, в сторону Эгейского и Черного морей – там мы увидим совершенно «наши» лица, с понятной нам мимикой. Взглядом, поведением, это и удивляет и почему-то радует.

Турки ведут себя так же, когда смотрят русское телевидение, говорят, что турки и русские очень похожи.

Если турок говорит на русском, он говорит без акцента Большинство выражений, пословиц, поговорок полностью, слово-в-слово соответствуют русским. В других языках этого нет.

А самое главное – турки симпатизируют нам, да и мы любим Турцию, с этим согласятся тысячи туристов, которые отдыхали в этой прекрасной стране, доброжелательной и гостеприимной.

0

2

не знаю...

чето это за уши притянуто по-моему...

особенно
:mybb: Если турок говорит на русском, он говорит без акцента Большинство выражений, пословиц, поговорок полностью, слово-в-слово соответствуют русским. В других языках этого нет.

это вообще выдумка

рекламный проспект это и не более к сожалению...
мы разные и очень существенно :unsure:

0

3

Саша, почему ты так категорична?
А мне кажется мы все-таки похожи - ну по крайней мере ближе друг к другу чем например к англичанам, немцам или шведам... и у нас за время ссср много национальностей пемешелась и вообще если даже древнюю историю учитывать - в нас много азиатского  :suspicious:

0

4

Ой девочки, а я нашла вот что -
тут упоминалось письмо казаков к султану - знаменитая картина

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/73/Repin_Cossacks.jpg

так вот - я нашла само письмо и ответ казаков на письмо :crazyfun:

Письмо султана:

    «Султан Мохаммед IV — запорожским казакам. Я, султан и владыка Блистательной Порты, брат Солнца и Луны, наместник Аллаха на Земле, властелин царств — Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Большого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, несравненный рыцарь, никем непобедимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться. Султан Мохаммед IV».

Козаки ответили:

    «Ти, султан, чорт турецький, і проклятого чорта брат і товарищ, самого Люцеперя секретарь. Який ти в черта лыцарь, коли голою сракою іжака не вб’еш. Чорт высирае, а твое військо пожирае. Не будеш ти, сукин ти сину, синів христіянських під собой мати, твойого війска мы не боімось, землею і водою будем биться з тобою, распрости твою мать. Вавилоньський ти кухарь, Макидоньский колесник, Іерусалимський бравирник, Александрійський козолуп, Великого и Малого Египта свинарь, Армянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецкий кат, у всього світу і підсвіту блазень, самого гаспида внук и нашого х… крюк. Свиняча ты морда, кобыляча срака, різницька собака, нехрещений лоб, мать твою… От так тобі запорожці висказали, плюгавче. Не будешь ти і свиней христіанских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо і календаря не маемо, місяц у небі, год у книзя, а день такий у нас, який і у Вас, за це поцелуй в сраку нас! Підписали: кошевой атаман Иван Сирко зо всім кошем Запорожськім».

Прямая ссылка

Отредактировано Kati (2010-03-13 11:47:59)

0

5

Турецкая культура

"Что мы, турки, собой представляем? Некое странное среднее между феской и шляпой. Узел, средоточие противоречий между восточным мистицизмом и западным рационализмом, часть одного и часть другого"
(Халдун Танер, турецкий писатель и публицист).

    Турция всегда была перекрестком цивилизаций. Поэтому в обычаях турок и нормах их поведения отражаются традиции как восточной, так и западной культур.
    Турки в массе своей очень неоднородны. Жители глухих деревушек резко отличаются от жителей курортных городов и мегаполисов. В глубинке нравы довольно строгие, жители — ревностные мусульмане и свято соблюдают религиозные заповеди; знание иностранных языков весьма слабое. В то же время в крупных городах вы встретите совершенно других людей, ориентированных на Европу. Городское население умеренно религиозно, например, некоторые позволяют себе употреблять спиртные напитки. В городах многие, особенно молодежь, знают английский и немецкий, некоторые осваивают русский.
    Традиционные формы общения между людьми берут начало в исламе. Религиозные формулы приветствия, добрые пожелания и другие проявления подчеркнутой вежливости все еще играют большую роль даже в городах. Турки отличаются обходительностью и честностью.
    Турки законопослушны, а турецкая полиция известна своей строгостью, поэтому уровень преступности низкий. На улицах городов даже в темное время суток турист чувствует себя в безопасности, а в случае любой затруднительной ситуации он всегда может рассчитывать на помощь местных жителей. Турки вежливы и отзывчивы в общении с иностранцами.
    Находясь в Турции, вы наверняка обратите внимание на то, что большинство рабочих мест занимают мужчины. Продавцы на рынках, повара и официанты в ресторанах, обслуживающий персонал в отелях — почти все это представители сильного пола. Это связано с идущими из глубины веков традициями, которые отводили женщине исключительно роль жены и матери. Может показаться, что женщина в Турции — бесправная и угнетаемая часть общества. На самом деле в семьях женщины играют не последнюю роль, а вот активность, направленная за пределы семьи, не приветствуется.
    Как любой восточный народ, турки, по западным меркам достаточно медлительны и не очень пунктуальны. Пообещать, но не сделать, или назначить время встречи, но очень сильно опоздать — это для турка не грех. Если вы договариваетесь о какой-либо услуге или сделке, обговорите цену заранее. Однако, общаясь с местными жителями, не следует проявлять торопливость и нетерпение. Всякий деловой разговор нужно начинать несколькими общими фразами, например, сообщить, откуда вы приехали, куда направляетесь. Большое значение придается этикету. Несколько слов по-турецки часто открывают перед иностранцем любые двери...
...
Национальный характер
    Турки отличаются обходительностью и честностью. В затруднительной ситуации вам охотно помогут. При общении с турками не следует торопиться. Как любой восточный народ, они, по западным меркам, достаточно медлительны и не очень пунктуальны. Если вы договариваетесь о какой-либо услуге или сделке, обговорите цену заранее.
Большое значение турки придают этикету. Очень уважительно они относятся к людям, которые уважают их традиции или знают хотя бы пару слов по-турецки. В этом случае, перед Вами открываются буквально все двери.
    Многие традиционные формы общения между людьми коренятся в исламе. Религиозные формулы приветствия, добрые пожелания и другие проявления подчеркнутой вежливости все еще играют большую роль даже в городах.
    Не следует фотографировать женщин в черных накидках. Если вы хотите сфотографировать мужчину, непременно спросите разрешения. Входя в частный дом или, тем более, в мечеть, надо снять обувь и оставить ее у входа. В многолюдных мечетях можно положить обувь в пакет и взять с собой внутрь. Кроме того, посещая мечеть, необходимо быть аккуратно одетым, исключить из одежды шорты, майки, мини-юбки, соблюдать тишину. Употребление алкоголя на улицах может вызвать неодобрение.
    Мораль в Турции устанавливает очень строгие правила поведения для женщин. Сомнительные связи – пятно бесчестия, которое бросает тень не только на семью грешницы, но и на весь поселок.     Известно очень много случаев, когда у отдыхающих, которые пытались ухаживать за турецкими женщинами, возникали большие проблемы с ее родственниками. Если вы будете знать эти простые обычаи, то ваш отдых в Турции станет по-настоящему незабываемым, и его не омрачат мелкие неприятности...

    Характер турка противоречив. В эту переходную эпоху он, по крайней мере, раздваивается и не только потому, что в нем есть и Восток, и Запад, и Азия, и Европа. Его чрезвычайная национальная гордость соединяется с острым комплексом неполноценности. Как мусульманин и турок, он в глубине души считает себя выше других народов, но едет чернорабочим в Западную Европу, где им командуют и помыкают. Бессчетное число раз он слышит слова «Великая Турция», но на каждом шагу с горечью убеждается, как далеко стране до подлинного величия. Отсюда невероятная амплитуда – от порицания всего турецкого до прославления всего турецкого, с достоинствами и недостатками. У турок есть грубоватая, но точная пословица, которая говорит об их вполне определенной национальной и человеческой черте: «Харкаешь кровью, а говори, что пил вишневый шербет».
    Если турок становится врагом, то это враг. Если он друг, то без обиняков и оговорок. Своего отношения он не будет менять по несколько раз на день. Его взгляд на дружбу не только эмоционально окрашен, что естественно, но и не признает объективных критериев. Его гордость легко перерастет в гордыню, и в его друзья пролезает просто льстец, который беззастенчиво её использует, а спор, даже построенный на фактах, аргументах и логике, может резко охладить отношения между людьми. На любого, кто пытается проявить объективность в сложные для турка моменты, он смотрит как на увертливого лицемера.
    Турки постоянно критикуют себя. Они понимают и ценят юмор, их сатира и карикатура убийственны, можно сказать, из лучших в Европе. Но турки отвергают любую критику со стороны иностранца. Одно неосторожно обороненное слово может их поранить. Никита Никифоров, режиссер Большого театра, который вместе с Ниязи в 70-х гг. ставил в Анкаре «Аиду», рассказывал: «Туркам всегда надо говорить: «Это хорошо, просто замечательно, что вы делаете, но можно сделать ещё лучше». И тогда они стараются и работают. Им никогда нельзя говорить: «Плохо».
    Давление со стороны иностранцев приводит турка в ярость, и они инстинктивно сопротивляются, даже если бы им было выгоднее отступить.
    Доверие имеет огромное значение для турка. Любой намек на то, что ему не доверяют, вызывает страшное раздражение и готовность отказаться иметь дело с кем угодно. И наоборот: ясно и подчеркнуто выраженное доверие накладывает на турка какое-то моральное обязательство. Но это не означает безусловную верность данному слову. Фаталистическое «я сделаю, если пожелает Аллах» списывает и нерасторопность, и халатность, и отсутствие чувства времени. Турция осовременилась, но здесь по-прежнему считают, что «спешка – от черта», а точность бессмысленна. Если турок говорит «завтра», чаще всего это означает «может быть, завтра». К этому приходится приноравливаться. В делах не имеет смысла злиться на турка и, конечно, никогда не терять контроля над собой, иначе вас просто презирают и вы ничего не добьетесь.
    Русскому наблюдателю бросается в глаза подчеркнутая вежливость турок в общении между собой, особенно в провинциальных городах. Они очень предупредительны друг с другом в уличной толпе, магазинах, кинотеатрах: не толкаются, не лезут напролом. А если кто и будет задет нечаянно плечом или локтем – тут же происходит взаимный и вежливый обмен извинениями. Шоферы уступают дорогу друг другу и пешеходам даже тогда, когда могли бы спокойно продолжать свой путь. Все дорожные недоразумения разрешаются быстро, без крика и ругани, путем взаимных уступок. Но в больших городах, с их толчеей и бешеной суматохой, особенно в Стамбуле, эта традиция почти исчезла.
    Известный российский этнолог профессор Д.Е. Еремеев, характеризуя психологию турок пишет: «Турки – южане, и темперамент у них южный. Но нелегкая жизнь как бы придавила этот темперамент, загнала его внутрь. Здесь нет искрометной веселости, говорливости, чрезмерной жестикуляции, как, например, у итальянцев. В этом турки похожи на сицилийских крестьян, тоже итальянцев, но живущих в гораздо более тяжелых условиях, чем остальное население Италии. Инициативу и темперамент турка, особенно старшего поколения, сдерживают и догматы ислама, но порой он вырывается наружу. И чаще это происходит в драматических ситуациях – ссорах, не исключающих поножовщину. В эти моменты душа турка не знает удержу, словно происходит извержение вулкана, долго-долго молчавшего. Даже в турецком парламенте, когда там идут дебаты по каким-либо острым проблемам, депутаты из-за одного слова, показавшегося им резким, - могут сорваться с мест и накинутьтся с кулаками на своих оппонентов. В один миг драка охватывает весь зал. Летят книги, портфели, скамьи. А через минуту-две все затихает. Парламентские прения продолжаются.
    Гостеприимство турок выше всяких похвал. После одной-двух встреч иностранца могут пригласить домой, если не опасаются каких-либо политических неприятностей. Я видел разную Турцию: и 70-х, и 80-х, и 90-х годов. На протяжении этих десятилетий облик её существенно изменялся. Основная тенденция этих перемен выражалась в усилении европеизации, или точнее американизации образа жизни. В ускорении темпа жизни, её динамики, исчезновении истинно турецкого колорита.

Отношение к женщине

    Современные нравы в Турции резко отличаются от наших российских. Особенно это заметно в отношениях между полами. Исламская традиция полагает, что мужчина может чувствовать к женщине только половое влечение. Поэтому в уме турка-мусульманина, особенно старшего поколения, просто не укладывается мысль о том, что между мужчиной и женщиной могут существовать какие-либо иные отношения: коллег по работе или учебе, просто дружеские.
    Добрачные связи – пятно бесчестия, которое бросает тень не только на семью согрешившей, но и на всю деревню, а нарушение нором в этой области морали – действительное или мнимое – может повлечь за собой самосуд толпы, наказывается смертью. В турецких городах существует особая полиция – полиция нравов, поэтому в Турции не увидишь, например, целующуюся или обнявшуюся парочку. Лишь в феврале 2002 года отменено обязательное проведение тестов на девственность среди учениц старших классов.
    Даже в городе, среди турок-горожан, считается неприличным спрашивать о здоровье жены, передавать ей привет. Традиционная вежливость требует справляться о здоровье семьи – айле, передавать привет, если вы раньше бывали в этом доме и знакомы с женой, опять-таки семье.
    В Турции считается неприличным приглашать на танец незнакомую даму, не принято и подсаживаться на свободное место за стол в ресторане, особенно, если за ним уже сидят не только мужчины, но и женщины. Современные танцы – часть европейского и американского быта, а как насчет турок, считающих себя европейцами? Журналисты, инженеры, врачи могут устраивать вечеринки с танцами. Но для абсолютного большинства турок сама мысль увидеть свою жену танцующей с другим мужчиной неприемлема.
    Когда затрагивается супружескую верность, турок может быть беспощадным. Убить изменившую жену и её любовника – обычное дело. Однажды турецкий парламент проголосовал за амнистию полицейского офицера, совершившего двойного убийство: он застал жену в объятиях своего брата, вынул пистолет и разрядил его в обоих. Хотя общественное мнение относится достаточно терпимо к внебрачным связям мужчины.
    Большое количество поклонников «компрометирует» турецкую девушку, её привлекательность в глазах юноши уменьшается, в то время как в европейских странах увеличивается. До сих пор в Турции свобода выбора для девушек ограничена. В прежние времена девушка-горожанка выходила замуж за того, кто ей был незнаком, она принимала это как свою судьбу. Сейчас у девушек и молодых женщин, выросших в другой общественной среде, другие потребности и взгляды, но турок ещё не признал нового статуса и запросов турчанки, и это часто вызывает кризисы в семьях, для которых сегодняшний день – переходная эпоха между старым образом жизни и новым.
Семья
    Семейные, родственные узы имеют для турок очень большое значение. В крестьянских, да и во многих городских семьях царит строгая и четкая иерархия: дети и мать беспрекословно подчиняются главе семьи – отцу, младшие братья – старшему, а сестры – старшей сестре и всем братьям. Старший брат, агабей или ага – как бы второй отец для остальных братьев. Он обязан охранять и честь сестер, что часто превращает его в маленького тирана, который делает сущим адом жизнь какой-нибудь сестренки. Правда, пожилая и многодетная мать окружена уважением и любовью всех членов семьи, включая и мужа, особенно, если она родила ему нескольких сыновей.
    Обычно авторитет мужчины – главы семьи был абсолютным и непререкаемым. В детях воспитывалось глубокое почтение к родителям, в особенности к отцу. Они всегда вставали в его присутствии. Так, ближайший соратник Кемаля Ататюрка, второй президент Турции Исмет Иненю рассказывал, что, даже став генералом, он никогда не решался курить в присутствии отца.
    В сельской Турции свой идеал красоты. Будущая мать и хозяйка должна быть сильной и крепкой. Турки в массе отдают предпочтение полным женщинам, - «она была так прекрасна, что должна была поворачиваться, чтобы входить в дверь» - гласит то ли в шутку, то ли всерьез старая турецкая пословица.
    Как только девушка покидает дом родителей, она уже не считается членом своей семьи, а принадлежит к семье мужа. В новой семье её место гораздо ниже, чем то, которое она занимала в прежней. Молодая сноха не становится членом семьи, пока не рожает сына. В течение месяца она вообще не должна разговаривать с мужем. Она не называет его по имени и обязана говорить «твой сын» или «твой брат», обращаясь к новым родственникам.
Рождение ребенка, прежде всего сына, сразу же повышает престиж молодой женщины в семье и обществе. Чем больше у нее сыновей, тем больше её уважают. Но бесплодие - это трагедия. Общественное мнение жестоко относится к бесплодным женщинам. Они находятся под угрозой развода или второго брака мужа, фактически теряют права на наследование имущества.
    Мужья не говорят с посторонними о своих женах. В деревнях и маленьких городках супругов редко можно увидеть вместе. Считается неприличным, если мужчина на людях проявляет внимание или нежность к жене. Когда мужчина возвращается после долгого отсутствия, его встречают родственники-мужчины, а часто и пол-деревни, но жена – последней, и то, после того, как его приветствовали мать и сестры. В семье мужчины обычно солидарны против женщин, как и женщины против мужчин. Но отношения между матерью и сыновьями крепкие и теплые.
    Холостая жизнь – противоестественное состояние в турецкой деревне. Даже богатый одиночка, на которого трудятся батраки, чувствует себя неполноценным. Исчезновение в городах больших деревянных домов, современная квартирная система отражают и новую семейную структуру. В городах идет быстрая атомизация семей – разделение их, отказ от кланов и больших семейных групп. Если молодые не живут с родителями, они часто навещают друг друга. Приютов для престарелых Турция почти не знает. Здесь редко встретишь жуткое одиночество пожилых, знакомое западноевропейскому или американскому, а в последнее время и российскому обществу больших мегаполисов. Даже отношения между соседями согреты взаимным вниманием, не говоря уже о моральных обязательствах родственников.
...

Взято отсюда

0